Джаз рок группы: привет из Америки

06.01.2014

Джаз рок группы: привет из АмерикиВторая половина 60-х годов ушедшего века была ознаменована расцветом рок-культуры на Западе, что было связано с неимоверным подъемом движения хиппи.

В те годы появилось много нового. Причем не только в музыке, а в искусстве в целом в эстетике жизни молодежи. Здесь были и обычные рок-группы и играющие джаз рок-группы. Новых групп, возникших в этот период, можно смело сравнивать с количеством грибов, растущих после дождя.

Появление Джаз-рока

В те годы появилось много новых музыкальных направлений, групп и имен. The Битлз проложили путь от мерсбита до разнообразных сложных композиций. Вслед за ними стали появляться такие направления, как Acid-Rock, Хард рок, Пси-рок, Art-Rock, Фолк-рок, Classic-Rock, Кантри рок, Rock Opera, Блюз-рок и, конечно же, Джаз-рок.

Основываясь на грамматике английского языка, термин джаз-рок можно перевести как «джазовый рок», так как в грамматике первое слово определяет отношение ко второму. По сему первые джаз-рок ансамбли стали плацдармом для наступления рок-культуры, а не джаза.

Джаз-рок стал существенной частью нестандартной музыки. Его звезды попадали в рок энциклопедии, справочники и словари.

Первые джаз рок-группы

В тот период критики пришли к мнению, что коллектив «Chicago» составляют рок-музыканты, которые пытаются играть джаз. А группа «Блуд оф Тиарс» по их мнению, наоборот, состояла из джазменов, которые примкнули к рок-музыке. Важно также помнить, что в США изначально рок считался музыкой белых.

По этой причине имидж жанра джаз-рок заключался в таком описании: «белая рок-группа, которая имеет в своем составе секцию духовых инструментов». Не только эти две группы в то время заявили о себе. Они исполняли новые гармонии и ритмы, импровизировали, играли на электронных инструментах. Отметим, что Америка была подвержена небывалому напору со стороны рок-групп, основанных в Англии.

Майк Блумфилд – молодой блюзмен из Чикаго. Он создал блюз-рок группу «Электрический флаг». Здесь была секция духовых инструментов. Но при этом было сказано, что группа будет играть настоящую американскую музыку. Потому можно сделать вывод, что на ранних стадиях джаз-рок имел идеологическую подоплеку. Одним из наиболее ярких ансамблей в то время была группа «Chase», которую создал трубач Билл Чейз. Он трагически погиб в 1974 году.

Джаз-рок в деятельности известных рок-музыкантов

К ранним проявлениям джаз-рока можно отнести еще огромное количество групп, в которых играли музыканты, не имеющие прежде никакого отношения к такому направлению, как джаз. Джинджер Бэйкер – барабанщик «The Cream» — после того, как группа распалась, создал новую группу — «Air Force Band». Стали появляться группы, в которых молодые джазмены работали вместе с рок-музыкантами.

Знаменитые рок-музыканты активно принимали участие при записи музыки нового типа. Одни прославившиеся музыканты начинают записываться на студиях вместе с другими. Так, например, Джеф Бек записался совместно с Яном Хаммером и Стенли Кларком. Джек Брюс стал участником «The Tony Williams Lifetime». Некоторое время спустя барабанщик коллектива «Genesis» стал участником группы «Brand X».

Он также аккомпанировал Элу Ди Меола. Томми Болин – гитарист из «Deep Purple» — записывался со знаменитым джаз-барабанщиком Билли Кабэмом. К тому же он сам привлекал джаз-рок исполнителей, чтобы записывать совместно его сольные пластинки. Все музыканты объединялись, чтобы найти и изобрести что-то новое. Все, кто не зацикливался на одной и той же манере игры, на однообразном стиле.

Если рассматривать ранние времена в целом, можно однозначно заявить, что в среде джаза в середине 60-х годов было сформировано то, что называется «преддверием» джаз-рока. Это Квинтет братьев Эддерли, ансамбля «Messengers Jazz», Хораса Сильвера и барабанщика Арта Блэйки. Музыку этого квинтета относят к соул-джазу или фанки-джазу.

Элементы такой музыки активно используются Куинси Джонсом – выдающимся аранжировщиком. Музыка фанки-соул всячески продвигалась продюсером Гридом Тейлором. Он работал с Джимми Смитом, Уэсом Монтгомери и другими джазменами.

Они также были новаторами в своем роде, так как предложили новую эстетику, которая существенно отличалась от стандартов фанки и хард-бопа. Уже в 1965 году Ларри Кориэлл одним из первых пересмотрел подход к звуку на собственном инструменте, изменил фразировку, пытался стать ближе к рок-гитаре.

Но настоящая революция была произведена Джоном Маклафином. Потому над направлением джаз-рока работали несколько сил одновременно. Если говорить о традиционном джазе, то здесь, в принципе, появилось и выросло целое поколение слушателей.

С другой же стороны – джаз очень сильно изменился за это время. Он перестал двигаться в коммерческом направлении. В послевоенное время завершилась эра танцевального свинга. Бибоп стремительно перерос в хард-боп. В конце 60-х он коснулся авангардного джаза, покинув широкую аудиторию, начав развиваться вглубь.

 работа над направлением джаз-рока

Со временем джаз стал очень сложным направлением, он перестал быть модным искусством. Потому такие обстоятельства заставили музыкальный бизнес преобразиться. Даже известные джазмены оставались без работы. Таким образом, появился антагонизм в сфере рок-музыки и джазовой среде.

Для большинства джазменов, которые продолжали свое развитие, вкусы молодежи вызывали усмешку. Им все это казалось слишком простым и примитивным. Музыканты, которые играли рок, уважительно относились к джазменам. Но с их стороны была и некая неприязнь из-за недолюбливания последними всего нового.

Если говорить об этом в общем, то оба эти направления в некой мере были соперниками в плане ревности к успеху. Именно из-за этих причин джаз-рок не вызывал особого восторга у широких масс публики. Джазовая критика заявила, что это направление не имеет будущего и художественной ценности.

Видео: Funk-Jazz-Rock-Groove-Music