Блюз рок группы

03.01.2014

Блюз рок группыВ музыкальной среде блюз часто ассоциируют с джазом, который развивался параллельно, и почему-то считают примитивной его формой.

На самом деле же блюз зарождался еще в 19 веке и он был неразрывно связан с культурой негров с юга США. Акустический блюз был органичной частью негритянской культуры, а белое население относилось к нему очень негативно.

В сороковые годы прошлого столетия соло на электрогитаре окончательно влились в блюз. Сейчас трудно сказать, что именно заставило известных тогда блюзменов перейти с привычной акустической гитары на тогда неизведанное исполнение на электрической, но именно с этим переходом блюз очень сильно изменился.

Считается, что этим переменам направление обязано Би Би Кингу, Мадди Уотерсу, Альберту Коллинзу и Ти-Бону Уолкеру. Именно эти и многие другие, не названные музыканты, тогда отражали дух своего времени. Они не делали себе карьеру, не пытались добиться славы и сколотить состояние. Они жили блюзом.

Их мастерство в электрическом блюзе впечатляет, и их творчество балансирует на грани между блюзом и роком. Очень большое количество рок-музыкантов признаются, что черпают вдохновение в песнях этих блюзменов. Но все же отношение к блюзу большинства белых американцев в лучшую сторону изменилось только в шестидесятых. В основном это связано с тем, что именно тогда возникли блюз рок-группы и оформился блюз-рок как направление.

Зарождение блюз рок-групп

Все начиналось в конце пятидесятых годов прошлого столетия и длится до нашего времени. Как ни странно, впервые совместили блюз и рок вовсе не американцы, это сделали британцы. В то время английская музыкальная сцена являла собой откровенно жалкое зрелище. Велось негласное противостояние между джазом и только зарождавшимся еще рок-н-роллом и это касалось не только музыкантов, но и аудитории, для которой те творили.

На одной стороне баррикад находились взрослые англичане, а на другой – молодежь, которая слушала американское радио и с восторгом принимала новую музыку. В 1958 году благодаря Алексису Корнеру появилась группа Blues Incorporated. Ее творчество в дальнейшем очень повлияло на Чарли Уоттса, Грэма Бонда, Джинджер Бейкер, Джека Брюса и многих других.

Практически каждый из них оставлял свою группу, основывал новую и далее работал в жанре блюз. Влияние легендарных Blues Incorporated на судьбу блюз-рока огромно, но с лидирующих позиций в жанре их скоро стали смещать новые коллективы. Причем основные роли стали играть именно те музыканты, которых сам Алексис Корнер недавно открыл миру.

Это были Rolling Stones, Animals, Yardbirds. Именно они стали с успехом нести в массы блюз. Потрясающе сильные альбомы в стиле ритм-энд-блюз выпустили в 1965-м и 1966-м Graham Bond Organization. Ветеранами блюза в Англии также были Bluesbreakers, детище Джона Майалла. Они одними из первых стали сочинять свои собственные блюзовые хиты.

Пик популярности группы пришелся на 1966 год, связан он с выходом их альбома «Bluesbreakers with Eric Clapton». Эта пластинка вышла на 6-ю позицию британского хит-парада, и это означало, что английский блюз-рок стал достаточно популярным среди молодежи.

Популярные блюз рок-группы

Эрик Клэптон выхода этого триумфального альбома не дождался, он уже успел покинуть коллектив. За год до этого он ушел из Yardbirds и мотивировал свое решение тем, что новый курс, принятый группой, его совершенно не устраивает. К тому времени Yarddbirds действительно стали отходить от жанра ритм-энд-блюз. Клэптон же задумал организовать блюзовое трио в типично чикагском стиле. Мечты о лидерстве в такой группе испарились после первой же совместной репетиции.

Так зарождалась выдающаяся прогрессивная блюз-рок-группа CREAM. Неподражаемое трио Эрика Клэптона, Джека Брюса и Джинджер Бейкер поражало великолепной музыкой, даже несмотря на постоянные творческие разногласия. Их первый альбом «Fresh Cream», увидевший свет в 1966 году, завораживал тяжелым блюзом.

Его сразу же взяли на вооружение огромное количество молодых и уже состоявшихся групп. Однако мало кто в курсе, что CREAM своими органичными длительными импровизациями фактически и изобрели хард-рок.

Примерно в то же время образовались многие потрясающие группы, такие как Fleetwood Mac и Ten Years After. Эти коллективы тесно связали блюз и хард-рок и имели огромную популярность. Их пластинки и синглы постоянно находились в топе хит-парадов. В период с 1967-го по 1969-й и происходило становление основных команд британского блюзового бума.

Это направление завоевало такую всеобъемлющую популярность, что многие команды, которые до этого работали в стиле психоделик-рок, стали использовать в своей музыке элементы блюза некоторые из них и вовсе переквалифицировались в блюз рок-группы.

В семидесятых годах произошло сразу несколько важных событий, которые на многие годы вперед определили развитие блюз-рока. Группа Teen Years After прекратила свое существование, а Fleetwood Mac с середины десятилетия перешли уже окончательно на исполнение поп-рока. Для группы этот стиль принес успех и признание, каких не было с ними в шестидесятых.

Но ведь такое положение дел вряд ли смогло бы утешить истинных ценителей блюза. Примерно такая же судьба ждала и Climax Blues Band. Но все же стоит отметить, что этот коллектив все же добился всемирного успеха в семидесятых. В то время только два имени оставались на слуху у аудитории, это Рори Галлахер и Джон Майалл. Возникновение второго блюзового бума, теперь американского, было связано с трагической гибели в вертолетной катастрофе замечательного блюзового гитариста Стива Рэя Воэна.

блюзовый гитарист Стив Рэй Воэн.

Эта новая блюзовая волна захватила даже тех музыкантов, которые никакого отношения к жанру, казалось бы, не имели. Рори Галлахер (и вплоть до своей смерти в 1995 году), Майалл, Yardbirds, Питер Грин — все эти потрясающие музыканты вернулись на блюзовую сцену с новыми альбомами и концертами, такими же, какие примерно видела публика в шестидесятых.

А в восьмидесятых и затем в девяностых интерес аудитории вернулся к истокам, к коренным блюзменам, какими были Би Би Кинг, Бадди Гай, Мадди Уотерс, Джон Ли Хукер. Совместная работа Джона Уинтера и Мадди Уотерса принесла последнему премию Грэмми.

Джон Ли Хукер и Canned Heat записали совместно великолепный новый альбом. Би Би Кинг и Эрик Клэптон также получили Грэмми за альбом, записанный ими в это время.

Видео: Rock Me Baby BB King/Eric Clapton/Buddy Guy/Jim Vaughn