Хард-рок группы и их влияние на становление рока в общем
Направление у рок-музыки под названием хард-рок, что в переводе означает «жесткий рок», полностью оформилось в самом начале 1970х.
Самые известные хард рок группы, сейчас считающиеся основоположниками стиля, это «Лед Зеппелин», «Дип Перпл», «Блэк Саббат», а также «Юрайя Хип» (Uriah Heep), «Бад Кампани» (Bad Company).
Конечно, творчество всех этих музыкальных команд очень многогранно и не может быть однозначно отнесено только к этому стилю. Но как раз эти группы, самые яркие представители того времени, явились основоположниками классического жанра хард-рока.
В настоящее время хард-рок уже перестал быть таким четким понятием, в него тут и там вклиниваются различные эксперименты и направления, к примеру, панк-рок и гранж. К хард-рок музыке могут быть записаны даже такие далекие от этого стиля альбомы, как Красный (Red) у группы «Кинг Кримсон» (King Crimson) и пластинка Аппетит к разрушению (Appetite for Destruction) коллектива «Ганз-н-Розес» (Guns’n’Roses).
Отличительные особенности хард рока
Хард рок-музыка отличается, как можно судить по названию, жестким и тяжелым тоном гитар за счет перегруженного или искаженного звука, достигаемого с помощью эффектов overdrive (овердрайв) и distortion (дисторшн). Клавиши и бас-гитара также иногда подвергаются этим эффектам. Ритмика, как правило, в хард-роке четкая, акцентированная, вокал чаще всего тоже напорист, ярок, а иногда звучит форсированно, как голос вокалиста Роберта Планта (Robert Plant) в композиции Лед Зеппелин «рок-н-ролл»(Rock And Roll).
Основой для хард-рока являются стили музыки под названием рок-н-ролл, а также ритм-н-блюз, но те же «Лед Зеппелин», «Юрайя Хип», «Дип Перпл» и некоторые другие коллективы значительно отошли от этих стилей и обогатили стиль хард-рок элементами европейской традиции, такими, как органная и классическая музыка, баллады, симфонические авангарды.
Очень важной и узнаваемой деталью практически любой хард рок группы является гитарный рифф (riff), много раз повторяющийся выразительный мотив. Самые характерные и красивые примеры риффов в композициях «Полно любви» (Whole Lotta Love, 1969) принадлежащей «Лед Зеппелин» и знаменитые «Дым над водой» (Smoke On The Water, 1972) коллектива «Дип Перпл».
Хотя как стиль хард-рок отделился от прочей музыки в начале 1970х, сам этот термин повсеместно появился еще в 1960х, именно тогда звук гитар стал нарочито искажаться и утяжеляться в некоторых композициях. К примеру, первый хит коллектива «Кинкс»(The Kinks) под названием «Ты действительно овладела мною» (You Really Got Me, 1964) можно в полной мере считать хард-роком.
Широкоизвестный рифф Роллинг Стоунз в «Я не получаю удовлетворения» (I Can’t Get No Satisfaction, 1965) тоже был исполнен на гитаре со специально искаженным, жестким звучанием. Такое звучание можно было получить за счет перегрузки лампового усилителя, а также с помощью «примочки» (так называют приставки для гитар) «фузз-бокс» (fuzz-box).
Гаражный рок
Кроме хард-рока в 1960е года появилось такое направление как «гаражный рок», названное так от того, местом репетиции чаще всего были именно гаражи. Многие коллективы того времени, опередив многие достижения панк- и хард-рока увлекались тяжелым и грязным звуком, к примеру, такие как «Зомбиз» (The Zombies), «Соникс» (The Sonics).
Группа из Англии «Стэк Уэдди» (Stack Waddy) была в то время единственной, кто совмещал в своем звучании пафос хард-рока и «грязь» гаражного рока. Брутальный имидж Джона Моррисона, лидера группы «Дорс», способствовал тому, что группа некоторое время попадала под определение стиля «хард-рок».
Самые популярные коллективы хард рок направления
Немалый вклад в развитие хард-рока внесла английская группа под названием «Крим» (Cream). В ее составе в свое время засветились такие виртуозы, как гитарист Эрик Клептон (Eric Clapton), барабанщик Джинджер Бейкер (Ginger Baker) и бас-гитарист Джек Брюс (Jack Bruce). Самыми известными композициями у этой группы до сих пор являются «Солнечное сияние твоей любви» (Sunshine of Your Love, 1967) и «Белая комната» (White Room, 1968).
К тому же в конце 1960х сразу две группы, появившиеся в Британии, заявили о себе тяжелым звучанием. Это упомянутые ранее «Лед Зеппелин» и «Блэк Саббат», самый пик популярности которых еще впереди, в первой половине 1970х.
Не менее яркой все эти годы оставалась и хард-рок сцена в Америке. К примеру, загадочный хит Ин-А-Гадда-Да-Вида (In-A-Gadda-Da-Vida) коллектива «Айрон Баттерфлай» (Iron Butterfly). Рифф этой песни известен до сих пор и относится к числу самых популярных и повторяемых. В те же годы записан еще один гимн хард-рока — Рожденный свободным (Born To Be Wild) от группы «Степпенвулф» (Steppenwolf).
Нереально много за четыре года своей работы создал Джимми Хендрикс, певец, композитор и гитарист. Его оригинальные идеи повлияли на множество тогда еще неизвестных стилей, хард-рок относился к ним. Его самые известные «тяжелые» по звуку песни — Пламя (Fire), Багровая дымка (Purple Haze), Рыжая леди (Foxy Lady), Дитя вуду (Voodoo Chile).
Золотой эрой для зарождающегося хард-рока было начало 1970х. История таких коллективов как «Лед Зеппелин» и «Дип Перпл» — это история самого хардрока. Немало было и других крупных и известных коллективов, к примеру «Джуси Люси» (Juicy Lucy) из Великобритании или Назарет (Nazareth), а также «Тин Лиззи» (Thin Lizzy) из Ирландии, «ЮФО» (UFO) и «Скорпионз», группа «Крокас» (Krokus) из Швейцарии, и группы из Америки под названием «Гранд Фанк Рэйлроуд» (Grand Funk Railroad), позже сократившие свое название на «Грэнд Фанк», «Линирд Скинерд» (Lynyrd Skynyrd) и «Аэросмит».
Уже во второй половине 1970х годов хард-рок начал обрастать различными стилями и растворяться в них. Панк-рок, к примеру, перенял очень жесткое звучание и был популярен в Британии. Но более прочны и долговечны были позиции хард-рока в США. А уже в 1980е хард-рок подвинуло новое направление под названием «хеви-метал», выросшее из него же.