Русский рок — выход из подполья
С началом существования ленинградского рок-клуба в СССР появилось множество новых и интересных музыкальных коллективов, чье творчество и манера исполнения в корне отличались от рафинированных советских вокально-инструментальных ансамблей. Среди звезд питерского рок-клуба блистали такие группы, как Зоопарк, Аквариум, ДДТ, Алиса, Пикник, Кино.
Русский рок не был однороден — он делился на несколько более-менее общих направлений. Зоопарк и Браво играли рок-н-ролл, Ария и Черный Кофе — металл, Машина Времени и Чайф — лирический фолк-рок. Самобытностью отличалось творчество групп Аукцион и Звуки Му. Множество музыкальных коллективов влилось в русский рок благодаря уральской школе — это и ДДТ, и Настя, и Урфин Джус.
Первые музыкальные произведения, сыгранные российскими рокерами, отличались минимализмом звучания. Причиной этого было отсутствие необходимой музыкальной техники. Записать и смикшировать песню было целой проблемой. В итоге, осознавая ущербность музыкальной составляющей, российские рокеры делали упор на текст. Слова их песен раскрывали широкую гамму проблем — от социальной несправедливости ДДТ до глубоких философских смыслов Аквариума. Рок того времени был чем-то похож на авторскую песню.
В 1986 году в Соединенных Штатах Америки вышел альбом «Красная Волна», куда вошли песни групп Кино, Странные Игры, Аквариум и Алиса. Это дало советским рокерам возможность выезжать с гастролями за рубеж.
Несколькими годами позже, с началом перестройки все в стране начало резко переходить на коммерческие рельсы. Не избежал этой участи и русский рок. Ближе к концу перестройки рок-группы превратились в хорошо окупающиеся коммерческие проекты. Музыканты активно гастролировали по стране, продавали пластинки, выпуская их на той же «Мелодии». Рок стал модным. Российские рокеры уже располагали нужной музыкальной аппаратурой и успели научиться сочинять и играть музыку неплохого уровня, близкую по звучанию к американским и западноевропейским образцам.
Рок, как музыкальное направление, продолжал развиваться. К концу девяностых годов на российской рок-сцене появились новые лица — группы Пилот и Тараканы, Мумий Тролль, Наив и Люмен, Король и Шут, Сплин. Эти коллективы уже работали во разных музыкальных направлениях — гранже, панке, альтернативе и т.д. Из рока ушла былая протестная составляющая, но в нем осталась философия.