Записываем звук на киноплощадке

17.11.2013

4756

При обычной аналоговой записи звука его уровни могут превышать 0 дБ, но это совершенно неприемлемо для цифровой записи звука. В данном случае максимальный уровень записи, не вызывающий искажений звука, составляет 0 дБ. Любой сигнал, превышающий уровень 0 дБ, может вызвать искажение звука, и поэтому он просто ограничивается, а некоторые частоты отсекаются при записи на цифровой магнитофон.

Для того чтобы застраховаться от подобных неприятностей, разделите микрофонный выход с помощью разветвителя или соединителя звездой, подключив его ко входам левого и правого стереоканалов микшера. Затем установите в левом стереоканале уровень записи -20 дБ, а в правом — 0 дБ. Если во время съемки появляются громкие звуки, а уровни записи превышают 0 дБ, данная часть звуковой дорожки в левом стереоканале будет искажена и непригодна для дальнейшего использования. Но поскольку запись на звуковой дорожке правого стереоканала производится на более безопасном, низком уровне, на нее всегда можно рассчитывать во время монтажа, усилив, например, звук на этой дорожке и вставив ее вместо искаженной звуковой дорожки левого стереоканала.

Подобную систему двойной звукозаписи можно использовать даже при записи звука на видеокамеру без микшера. При этом уменьшается цена видеосъемки (читайте). Для этого подключите оба выходных канала микрофона через разветвитель к видеокамере и воспользуйтесь регуляторами уровня записи звука в видеокамере для регулировки усиления в левом стереоканале на уровне 0 дБ, а в правом — на уровне -20 дБ (если же соответствующая шкала не отградуирована в децибелах, установите ее в положение где-то между 7 и 9 часами). Аналогичные меры защиты от громких звуков можно принять и при съемке в режиме AGC. Не пользуйтесь разветвителем с противоположной целью: объединить два входа в один выход, поскольку вы не сможете контролировать уровни записи звука, а значит, и качество конечного результата. Вместо этого воспользуйтесь микшером.

Контроль звука

Звук приходится прослушивать не только микрофонному оператору, звукооператору и звукорежиссеру, но и режиссеру, который должен надеть наушники, подключенные к основному выходу микшера. В современном варианте наушники оснащены небольшими радиоприемниками, которые можно положить в карман или пристегнуть к ремню.

Совет

Уровни звука в наушниках могут быть настолько высоки, что способны повредить слух. Поэтому звукорежиссер должен проверить эти уровни, прежде чем наушники будут надеты. В частности, он должен уменьшить уровень звука на основном выходе микшера перед тем, как надевать собственные наушники, а затем постепенно увеличить этот уровень до приемлемой громкости звука.

Если же режиссер не желает носить наушники, тогда звукорежиссер должен предупреждать его о каких-либо осложнениях, связанных со звуком, включая голос актера вне досягаемости микрофона, неверно нацеленный подвесной микрофон на штативе, помехи в линии или же грохот проезжающего мимо и совсем некстати автобуса.

Режиссер должен установить определенный порядок его уведомления о подобных недостатках. В частности, некоторые режиссеры не любят, когда их прерывают, пока они не дадут команду «Стоп! «. В конечном счете некоторые недостатки звукозаписи можно устранить и во время монтажа, а кроме того, у режиссера могут быть более веские основания для доведения съемки до самого конца. В качестве компромиссного варианта звукорежиссер может молча предупредить режиссера, например подняв руку, если услышит посторонние шумы при записи звука. А режиссер должен затем сам решать, следует ли продолжать съемку.

Лишь опытный звукорежиссер может себе позволить попытаться отрегулировать уровни записи, или импровизировать с усилением звука во время съемки. Как правило, уровни записи тщательно устанавливаются во время репетиций или прогонов текста, произносимого реальными актерами, а не дублерами, после чего они уже не изменяются.


Как записать звук для видеоблога. Видеоблог: звук
Это первое видео короткой подсерии из двух частей, где говорится о записи и обработке звука для целей видеоблога.