Начало положено
Московский Всемирный молодежный фестиваль 1957 года не смог не оказать влияния на умы и души восприимчивой советской молодежи. Но, так как не все в те годы было официально разрешено партией и правительством, рок-музыка пришла в Союз подпольно. Возникающие 60-е годы рок-коллективы должны были тщательно маскироваться под «эстрадных исполнителей». Под эту марку родилось множество ВИА или фольклорных ансамблей, названия которых известны сейчас каждому: московские «Славяне», «Странники», питерские «Веселые ребята», минские «Песняры».
Начало семидесятых - увлечение «Битлами» и «Роллингом» имело характер молодежной пандемии. Практически в каждом доме был подвал, из которого приглушенно проскальзывала англо-американская музыка, создается огромное количество не поддельных, а самых настоящих, но все еще подпольных, рок-коллективов.
1971 год стал знаменательным для всех, увлеченных роком: впервые в истории Союза в Горьком проходит рок-фестиваль, где, собственно, официально в стиле рок дебютировал А.Градский и «Скоморохи». Западная популярная музыка становится разрешенной для советских слушателей: транслируются фестивали из Сопота, «Мелодия» выпускает пластинки «Мелодий зарубежной эстрады», в которой проскакивают рок-хиты. Весной 80-го в Тбилиси проходит фестиваль, на котором появляются БГ и «Аквариум».
Следующим мощнейшим толчком для узаконивания и продвижения рок-культуры в массы стали Олимпийские игры в 1980: в Ленинграде создается первый в Союзе рок-клуб, в Москве – «Горбушка» — рок-лаборатория в ДК им.Горбунова. В это время складываются основные течения советский рок-музыки: классический рок-н-ролл (его представлял «Браво»), фолк-рок («Машина времени»), «тяжелый металл» («Ария») и др. Девяностые – годы создания хитовых альбомов лидирующих в то время групп: «Кино», «Алиса», «Наутилус» и многие другие. В это же время советских рокеров «выпускают» на гастроли: в 1988 – «Кино» гастролирует во Франции», «Аквариум» — в Англии и США.
И нравится, и выгодно
Выйдя из тени, лидеры рок-групп становятся кумирами миллионов советской молодежи: В.Цоя признают лучшим советским актером 1989, П.Мамонов («Звуки Му») за главную роль фильме «Такси-Блюз» получил Золотую Пальмовую Ветвь в Каннах.
На волнах перестройки и развала Союза рок-коллективы зачастую становятся прибыльными коммерческими проектами благодаря частым гастролям и аншлагам.
90-е годы можно считать заключительной фазой формирования советской роковой культуры. Бывшая некогда вызовом и протестом против «системы», русская рок-музыка стала неким сплавом более или менее успешных коммерческих компаний.