Советские рок группы, немного истории

08.09.2013

Советские рок-группы немного историиОтечественная рок-музыка переживала за всю свою богатую историю множество изменений и переломов. С уверенностью можно сказать о том, что советские рок-группы отлично закалены советским режимом, эпохой 80-х, и благодаря этому до сих пор радуют своих фанатов множеством новых хитов и песен. Хочется сказать и о том, какие центры рок-культуры и рок-музыки существовали в период СССР.

Культовые 80-ые

В начале 80-х годов прошлого века, в Ленинграде был основан особый Ленинградский рок-клуб, в который входили такие популярные советские рок-группы как: Аквариум (а именно Борис Гребенщиков), известные Мифы, Зоопарк. Особенно культовыми считаются группы Алиса (во главе Константин Кинчев), Кино (Виктор Цой), ДДТ (Юрий Шевчук).

Ленинградский клуб — это определенное общество, в котором все члены знали друг друга. Особую роль в данном клубе играл А.Тропилло, который создал самую первую в СССР частную студию звукозаписи и известный Борис Гребенщиков, который и являлся основной фигурой в питерской рок-музыке.

А вот для столичной рок-музыки была характерна коммерциализация, именно это объясняет нам явление, что «Горбушка» была, скорее всего, центром рок-культуры, чем именно организацией для различных музыкантов. Большая часть московских рок-групп были независимы друг от друга и формировали свой, яркий и индивидуальный стиль, который часто отличался несерьезностью и легким отношением к окружающему миру.

Из групп того времени можно выделить: «Дюна», «Ногу Свело», «Несчастный случай». Кроме групп, которые предпочитали исполнять «классический» рок, в Москве были и те исполнители, которые играли «металл»: Черный Обелиск, Ария, рок-группа русская Коррозия Металла.

Если вспомнить далекий Екатеринбург и Урал, то там рок-группы СССР представлял Свердловский рок-клуб. И в этом регионе было тоже немало исполнителей, которые получили широкую известность: Наутилус Помпилиус, Настя, Агата Кристи, Чайф. Свердловская компания была довольно узкой и главную роль в ней всегда играли особые поэты-песенники Евгений и Илья Кормильцевы.

На Уральский рок сильно влияли западные рок-группы 70-х годов, можно заметить и то, что предпочитали группы клавишные, да и сама музыка не предназначалась для акустического исполнения из-за сложности аранжировок.

Единственной рок-группой, которая добилась в 80-е популярности была «Наутилус Помпилиус», которые ориентировали и писали свои тексты для обычного, рядового слушателя, и именно благодаря этому группа добилась признания тысяч поклонников по всей России и остается популярной до сих пор.

В Сибири же широкую известность приобрели группы: Гражданская оборона, Янка Дягилева, Калинов мост. Сибирское рок-общество не имело какого-либо единого центра, и все группы подстраивались под одно направление, которое называлось панк-роком.

По сравнению с великой группой Сектор Газа, сибирский панк-рок был менее подражаем, да и представлял собой особое культурное явление, которое просуществовало аж до 90-х годов, а далее оказало значительное влияние именно на молодежную субкультуру того десятилетия. Развитию рок-музыки способствовало и Радио-50, которое являлось первой частной радиостанцией во всем СССР.

Не стоит забывать и о самом конце 80-х годов, когда советский рок был очень популярен во всей стране. Возможно, что это случилось благодаря тем фильмам, которые уже приобрели статус легендарных в русской рок-культуре: «Игла» с известным Виктором Цоем, «Такси-Блюз» с Петром Мамоновым, «Асса» с группой «Аквариум». После выпуска этих фильмов начали активно создаваться и другие группы, которые хотели признания на рок-сцене.

Русский рок, как протест перестал существовать уже со второй половины 80-х годов, приобретя новый статус — зарождающийся отечественный шоу-бизнес. Этот процесс привел к тому, что из рок-среды быстро выделились несколько «звездных» коллективов, которые могли собирать большие залы и танцплощадки.

Интерес обычного слушателя к русскому року пошел на убыль, многие прекратили свою деятельность из-за гибели основателей, нежеланию работать или выездом из России. Так распались группы Секрет, Кино, Наутилус Пампилиус, Автограф.

Советский рок после перестройки

Среди всех тридцати исполнителей, которые вошли в пять выпусков «Легенд русского рока», активными до середины 2000-х годов остались лишь половина. В 90-е многие группы стали переиздавать свои старые альбомы, и компания «Мороз Рекордс» выпустила серию сборников под говорящим названием «Легенды русского рока», куда вошли наиболее интересные, яркие и популярные альбомы известных советских рок-групп.

Стали стремительно появляться рок-продюсеры: Юрий Айзеншпис(Кино), Леонид Бурлаков(его Мумий Тролль и Земфира до сих пор остаются на вершине популярности), Александр Понамерев (Би-2, Сплин) и многие другие.

В России продолжалось довольно активное развитие разнообразных жанров. Появились коллективы, которые предпочитали исполнять гранж и панк (Король и Шут, Наив, Тараканы, Lumen, Небо здесь).

Советские рок-исполнители

Сцена же отечественного металла тоже стала намного шире благодаря исполнителем пауэр-метала (Эпидемия), блэк-сетала (Аркона, Темнозорь) и других видов музыки. Появились исполнители инди-рока, ню-метала, альтернативы, эмо, яркими представителями являются: Психея, 5Diez, Jane Air, Оригами, Слот.

Как вы можете заметить, рок-музыка России переживала как взлеты, так и падения. Множество жанров, множество талантливых личностей, к сожалению, уже практически забыты, но не стоит огорчаться! Современная сцена не устает радовать любого любителя рок-музыки новыми талантливыми исполнителями, которые предпочитают играть музыку самых разных направлений.

Рок-музыка в России еще находится только на стадии развития, так как до Европейских групп нам довольно далеко, но ведь есть еще к чему стремиться, тем более что существует огромное количество талантливых коллективов, во главе которых стоят молодых и энергичные люди, которые готовы пройти весь тернистый и усеянный препятствиями путь к вершине музыкального Олимпа.

Видео: Перекресток рока (документальный фильм, 1988 год)